Данная публикация — продолжение рассказа о К.Ф. Богаевском на нашем сайте. Эта часть составлена из разных источников, более энциклопедического, чем художественного характера, но мы надеимся, что не потеряла из-за этого в интересности.
В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой — «Звезда» (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины «Звезда Полынь». Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды.
В 1924 году К.Ф.Богаевский получил задание Крымохриса по изучению, зарисовке и фиксации исторических памятников Крыма. Он начал свою работу стого, что написал акварелью основные исторические памятники Феодосии. Очевидно на основании этой работы в 1926 году было создано одно из самых сильных произведений Богаевского — “Феодосия”. К современному пейзажу добавляются очертания предполагаемого облика города прошлых веков. В картине много пластических метафор, свойственных романтическим образам.
В течение ряда последующих лет художник выезжает в Судак, Карасубазар, Старый Крым, Арабат. Из этих поездок он привозит большое количество акварельных работ, значительная часть которых передавалась в музей И.К.Айвазовского. Среди них — точные изображения отдельных архитектурных сооружений прошлого, а также работы, на которых памятники старины изображены в окружении живописных пейзажей. Все эти акварели были написаны с блеском и мастерством, свойственным графическим работам Богаевского. Значимость их далеко выходит за рамки архитектурных зарисовок. Все они рассматриваются как самостоятельные, прекрасно выполненные художественные произведения. Однако безудержная фантазия художника вновь не позволяет ему ограничится документированием реального положения вещей.
Итогом работы по заданию Крымохриса можно считать написание в 1930 году полотна “Крымский пейзаж”. Здесь вновь реальность органично переплетается с фантазией. Каждая из изображенных деталей и образов имеют весьма конкретные прототипы в Крыму, но будучи соединены вместе, рождают воображаемый облик какой-то неведомой страны, напоминающей Крым лишь отдаленно. Монументализм и историзм фантастических полотен К.Богаевского подсказал новую интересную тему для творчества.
В 1929-1934 годах он увлеченно работает над целым циклом картин, отражающих процесс индустриализации советского государства. Ни одному из художников того времени не удавалось так реалистично отразить масштабность строек первых пятилеток. Он обладал даром композиции и способностью кропотливо собирать документальные материалы, отражающие размах строительства на Днепрогэсе, в Донбассе и в Баку. Однако обязательная точность изображения вновь ограничивала воображение художника, так как документальность была непременным требованием к индустриальным пейзажам. Тогда художница Ю.Л. Оболенская подсказала Богаевскому расширить их содержание и, дав простор воображению, изобразить ”Город будущего”. Она познакомила Константина Федоровича с ведущими советскими архитекторами, которые указали ему пути развития градостроительства ближайшего будущего. Художник очень увлекся неожиданно открывшимися возможностями для творчества и осенью 1930 года написал несколько эскизов, а зимой написал по ним картины маслом и отправил на выставку “Всекохудожника” в Москву. Но к сожалению, его “города будущего” не произвели желаемого впечатления. К.Ф.Богаевский сам был разочарован результатом и впоследствии так говорил об этом: “Ну, какие это города будущего, — они больше похожи на какие-то древние мексиканские города”. В них действительно не было новизны архитектурных форм, которые хотелось увидеть мечтающим архитекторам.
Мир, творимый Богаевским, — сочиненный. Однако в 1930-х годах пейзажи художника все более «натурализовались». В этой «натурализации» угадывалась изменившаяся подоснова образа, желание художника быстрее слить воображаемое с реальным и выдать мечтаемое за сущее. Именно в том смысле и примечательна картина «Старая гавань» (1931).
По приглашению своего друга А.В.Григорьева в летние месяцы 1936-1939 гг. К.Богаевский жил и работал в Тарусе — в этом замечательном уголке среднерусской природы. Он написал там много акварельных этюдов и сделал большое количество рисунков. В Феодосии он сделал по ним цикл тарусских пейзажей, среди которых выделялись виды “заокских далей”. Они написаны у Богаевского в совершенно ином ключе, чем у многих других пейзажистов. Привычное для нас лирико-интимное звучание тарусских пейзажей сменилось в произведениях Богаевского обычными для него эпическими ритмами. Они сообщили заокским просторам непривычные черты монументальности.
Кажется, что произведения Богаевского озарены радостью. Богаевский, пожалуй, единственный из живописцев, кто выдвинул и реализовал концепцию идеального пейзажа, которую он пытался трансформировать в условиях искусства начала XX века. В 1930-х годах эта концепция получила у него отчетливое пластическое воплощение. Она видоизменялась и развивалась в пейзажах конца 1930-х-начала 1940-х годов («Планерская бухта», «Скала «Чертов палец» и другие»). Эта же концепция нашла классическое выражение в картине «Вечер у моря» (1941).
Едва ли не лучшим и, можно сказать, кульминационным для творчества Богаевского 1930-х годов является большое полотно «Крымский пейзаж» (1938). В пейзажной практике художника каждый раз поражает грандиозность понимания природы, огромный масштаб обозрения мира, понятого не как частный пейзажный мотив, а как колоссальная категория «белого света».
Великая Отечественная война застает художника в 70-летнем возрасте в его родном городе. Но и в период фашистской оккупации К.Ф.Богаевский продолжает работать и создает очень светлые полотна, такие как “Горный пейзаж”, “Романтический пейзаж. Солнце”. Это наиболее экспрессивные произведения, сконцентрировавшие в себе и трагическую идею апокалипсиса, и экспрессивность звездных миров и сезановскую конструктивность, и эскизность поздней живописи. Но, главное, демонстрирует новое ощущение мира, близкого к катастрофе.
Творческий путь великого художника ХХ века прервался неожиданно. 17 февраля 1943 года К.Ф.Богаевский трагически погиб от разрыва снаряда, попав под бомбежку в г. Феодосии. Творческое наследие великого мастера по сей день продолжает удивлять своей монументальностью, масштабностью, неординарностью видения мира. Знакомство с его творчеством никого не оставляет равнодушным, дает возможность по новому взглянуть на привычные пейзажи, переоценить свое отношение к жизни и окружающему нас миру.
Частично использован материал с сайта http://kajuta.net/node/330