Кол-во страниц 212 | Язык Французский | Формат PDF | Качество StandardQuality | Размер 59 Mб
Ле Корбюзье — Le Corbusier ( настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри — Charles Edouard Jeanneret-Gris) (6 октября 1887, Ла Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, мыс Кап-Мартен, Франция) — французский архитектор швейцарского происхождения, создатель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
Швейцарский период 1887—1917
Ле Корбюзье, — настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере, — родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Нёвшатель, в семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет поступил в Школу искусств в Шо-де-Фон, там он учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях движения «искусства и ремёсла», основанного английским художником Дж. Рёскиным, большим влиянием пользовался также популярный в то время стиль ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создавая эмали и гравируя монограммы на крышках часов.
Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполных 18 лет. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Проект был реализован с помощью профессионального архитектора. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии.
Во время этой поездки, в Вене, Жаннере встречается с лидерами венского сецессиона (1907) архитектором Йозефом Гофманом, художниками Густавом Климтом, Карлом Мозером. Поездка завершилась в Париже, где Жаннере устроился на работу стажером-чертежником в бюро братьев Огюста и Густава Перре (1908—1910), архитекторов-новаторов, которые одни из первых начали использовать железобетонные конструкции в строительстве многоэтажных домов. В 1910—1911 годах, находясь в Берлине, также работает как стажер, в мастерской известного немецкого мастера архитектуры Петера Беренса. В 1911 году с целью самообразования Жаннере предпринял еще одно путешествие, на Восток, — по Греции, Балканам и Малой Азии, где он имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало последующие взгляды Ле Корбюзье на искусство и архитектуру.
Возвратившись в Ла Шо-де-Фон, Э. Жаннере работал преподавателем в Школе Искусств, той самой, где он учился. В 1914 году открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это жилые дома, в частности, построенная для родителей вилла Жаннере/Перре (1912). Богатая вилла Швоб (Турецкая вилла, 1916—1917), заказ местного часового магната, уже отличается самостоятельностью замысла и вполне оригинальна по архитектуре. По словам самого Ле Корбюзье, это был первый проект, когда он почувствовал себя архитектором в полной мере.
В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским шагом. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках.
В конце 1916 года Э. Жаннере навсегда оставляет Ла Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться в Париже.
Период пуризма 1917—1930
По приезде в Париж Жаннере устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нем (апрель 1917 — январь 1919), им выполнено несколько проектов, в основном технических сооружений, — водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие.
Работая в упомянутом «Обществе…», становится директором фабрики по производству строительных изделий в г.Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы. Преподает также рисование в детской художественной студии.
В Париже Жаннере повстречал Амеде Озанфана (Amedee Ozenfant), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан вводит Жаннере в среду парижских художников, знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже. Жаннере начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин, декларируя их как выставки «пуристов». В 1919 году Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой Ла Роша, начинают выпускать философско-художественный журнал «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»). Архитектурный отдел в нем ведет Жаннере, подписывая свои статьи псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры», своеобразный свод правил новейшей архитектуры.
В 1922 году Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывает архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере становится его постоянным сотрудником и компаньоном. В 1924 году они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр, 35 (rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов.
В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя, большинство из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса из железобетона. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — т. наз. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой архитектурный кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».
Для выставки «Осенний Салон» 1922 года Эдуард и Пьер Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскрёбов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны.
«План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией.
В этом и других своих градостроительных проектах — планы для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог — при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.
В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Fruges). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трёхэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке — ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам — простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.
На Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы.
Кол-во страниц 212 | Язык Французский | Формат PDF | Качество StandardQuality | Размер 59 Mб
Скачать книгу можно по ссылке DepositFiles
Ле Корбюзье — Le Corbusier. Часть2